Минфину поручено разработать механизм точного учета оборота слабоалкогольных напитков. Это решение стало очередным этапом активизации борьбы чиновников за здоровый образ жизни в России. В категорию напитков, продающихся на разлив, особенно интересных правительству с точки зрения контроля производства и сбыта, попали медовуха, сидр, пиво, пуаре. Считается, что в сегменте разливных слабоалкогольных напитков контроль со стороны государства минимален, так как установить качество, производителя такой продукции, а также реальные объемы производства и реализации практически не представляется возможным. На практике получается, что под прицел контролирующих органов попадает разливное пиво, так как любителей других слабоалкогольных напитков из перечня выше в нашей стране немного. Очевидно, что производители пива первыми «пойдут в расход» и, скорее всего, будут вынуждены покинуть рынок.
Решение ввести лицензирование всех без исключения алкогольных напитков Правительство объясняет просто. Многие недобросовестные производители продают дешевое пойло на основе спирта, красителей и воды, называя его пивом.
Вроде бы похвальная инициатива. Разливное пиво продается практически повсеместно: от кафе, ресторанов, до минимагазинчиков у дома. В последнем случае владельцы таких точек – обычные ИП, которые не попадают под правовые нормы, так как им по закону разрешается торговать всем, что слабее 9 градусов. А какого качества «пиво», которым они торгуют, и где оно сварено – дело третье.
Благодаря несовершенству законов, ИП можно торговать слабоалкоголкой без кассовых аппаратов. Эта прореха в законодательстве, считают чиновники, позволяет нечистым на руку производителям делать легкие деньги.
Очевидно, что новый законопроект первым делом ставит под удар крафтовые пивоварни, которые торгуют качественным живым пивом. Для них усиление регулирования может обернуться нерентабельностью, ведь в расходы войдет не только стоимость лицензирования, но и маркировка тары. Также придется потратиться на достойное обеспечение пожарной безопасности торговой точки, чего не предполагалось ранее.
Чем крафтовое пиво отличается от обычного? Ведь оно тоже продается на разлив. Давайте вспомним, какой престижной была должность продавца разливного пива в советское время. Получить ее было непросто: только после «задабривания» всех местных чинуш. Но результат того стоил: несколько лет прилежной работы могли принести новенькие «Жигули» или квартиру в кооперативном доме. А все потому, что продавал такой продавец коктейль из привезенного товара и воды, а разницу клал в карман.
С крафтовым пивом такая формула не работает. Оно поставляется в кегах и продается в пластмассовых бутылках. Такой подход гарантирует свежесть напитка и отсутствие инородных ингредиентов. Если организм отреагировал на потребление такого пива необычно, то предъявить претензии можно производителю, а не продавцу.
Однако на крафтовое пиво приходится всего 1% рынка. Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», считает, что правильно разработанные меры регулирования должны простимулировать этот сегмент рынка к росту. Как сообщил чиновник, ничего сверхъестественного не предусматривается. В рамках регулирования перенимается мировой опыт. Важно под видом пива продавать действительно продукт брожения, а не просто коктейль из спирта, воды и красителей.
Целью законодателей является вовсе не увеличение расходов пивоваров на оборудование мест продаж, согласно требованиям пожарной безопасности. Эта обязанность должна ложиться на плечи арендодателей, владельцев торговых площадей.
Введение подобных законов в России объясняется общемировыми тенденциями. В результате таких трендов в странах Европы закрылись минипивоварни с десятилетней и даже столетней историей успешного существования. Нужно ли это нам? Ведь под одну гребенку могут попасть и пивные рестораны, торгующие разливным пивом.
Мизерная доля производителей крафтового пива на рынке России не заставит законодателей пересмотреть свое мнение. Исчезновение этого сегмента никак не изменит рынок. Но крафтовое пиво любимо многими, действительно вкусное, так как сварено вручную. Для справки: на общем фоне сокращения потребления пива в стране только в прошлом году открылось более 50 крафтовых пивоварен. Возможно, теперь им придется закрыться.